Турция 2006

25 Августа, Вечер, Тбилиси.
Последние приготовления. Помыл машину, уложил в сумку самое необходимое - всякие блоки питания и зарядные устроиства (8 наименований).

26 Августа, Утро, Тбилиси.
Проспали. Выезжаем на 2 часа позже, чем планировали. На спидометре 96130.
Из Тбилиси выехали как оказалось в 7.40. Довольно шустро добрались до Ахалцихе, часам так к 10. А оттуда до границы где-то километров 20 полной раздолбаики и оф-роада. Временами пассажиры вылезали из машины что бы хоть как-то облегчить участь крошки Форда.
Козлиные тропы
До границы мы всё же добрались, хотя трудно было поверить, что козлиная тропа по которой мы ехали являлась транснациональной магистралью.
Формальности на границе заняли не слишком много времени. Единственное, пришлось дожидаться факса из страховой компании - мы как-то не додумались оформить страховку на машину в Тбилиси.
И вот 12.00 турецкого времени (дожидаясь факса мы успели перевести стрелки на час назад). Начался турецкий этап нашего путешествия.
Сегодня мы планируем добраться до города Вана, это где-то 11 часов лёта. С самого начала пути мы ищем хлеб, но он нам не попадается. А есть хочется. Места по которым мы едем пустынны - какие-то угрюмые мазанки, стога сена и пирамиды из кизяка. Ни один из указанных на карте городков не оправдал наших ожиданий - ни в смысле обмена валюты на местную, ни в плане покупки хлеба. И вот в благословенном Susuz мы натыкаемя на дешёвый магазин, в котором за 1 (!) лиру мы покупаем буханку хлеба и здоровенную бутыль воды. Теперь ишем место для привала.
Пикник на обочине
Подкрепившись курочкой не останавливаясь пролетаем Карс. Проехав около 100 км делаем привал на одном из перевалов. Пока пилот спит, пассажиры уходят на разведку.
Разминка Причудливые горы
Отдохнув с полчасика продолжаем путь. Перевалы сменяют друг друга. Дороги в основном приличные за исключением редких участков на которых ведутся ремонтные работы. Судя по большому колличеству вооруженных солдат и бронетехники, мы уже въехали на территорих Курдистана. И вот на первой же остановке мы обнаружили... берёзки. Нормальная такая растительность для курдистанской глубинки.
Курдистанские берёзки
Потратив остаток дня на поиски отеля, до которого хватит сил добраться, и турецкой денюшки (другая валюта, как выяснилось, в турецкой глубинке не в ходу), мы добрались до городка Эрджиш, где нашли отель, банкомат и халявное мороженное для детей.
На спидометре - 96860...

27 Августа, Утро, Эрджиш, Курдистан, Турция.
Когда вы путешествуете по Турции вам не нужен будильник что бы проснуться рано. В этом вам поможет муэдзин из ближайщей мечети. Около 6 часов утра он и его коллеги включают громкоговорители, установленные на минаретах, и начинают утреннюю молитву. А услыхать эту молитву должен весь город.
Короче говоря, проснулись мы очень рано, хотя планировали выспаться по-человечесски. Позавтракали костатками курицы и купленными в соседнем супермаркете малосольными огурцами, обильно залили всё это аираном и выехали по направлению города Ван. Первое, что мы увидели, выехав на трассу - это было огромное озеро. Озеро Ван.
Озеро Ван
Оно больше было похоже на море, так как практичесски всю дорогу мы не видели противоположного берега. Проехав по берегу около 100км мы добрались до административного центра провинции, города Вана. Потратив некоторое время на безуспешные поиски главной местной достопримечательности - ванской кошки - мы вынуждены были довольствоваться фотографией её статуи, стоящей в самом центре города.
Ванские кошки
Поколесив немного по городу, мы приехали к развалинам Ванской крепости, которая (если верить информационным шитам) была построена около 2500 лет назад. Развалины впечатляли своими размерами - крепость распологалась на вершине холма, протажённость стены была метром 700-800. Для того, что бы добраться до самой крепости, надо было переити через небольшой ров, заполненный водой, над которым был построен живописный арочный мостик.
Ванская крепость Арочный мост
А потом мы перекусили в местном ресторанчике, где подают замечательный тавук шиш (куриный шашлык). Правда, всё испортил неожиданно поливший дождь.
Обед туриста
Пробыв в городке около 3 часов, мы продолжили путеществие вдоль берега озера. Проехав несколько километров по настоятельной просьбе Сандры был сделан привал. Что бы искупаться. Поплава минут 15 поехали дальше.
Ванская русалка
Конечной точкой дневного пробега стала самый западный город на побережье озера - Татван. Очень уютный и спокоиный городок. Кстати, остановились мы в гостинице Dilek. Недорого, весьма аккуратный, с завтраком и не далеко от озера. Если попадёте в этот городок - рекомендуем.
На берегу озера Ван
На спидометре - 97130.

28 Августа, Утро, Татван, Курдистан, Турция.
В полном одиночестве позавтракав на расположенной на крыше гостиницы терассе мы продолжили путь. После двух дней пребывания в этих местах теперь мы отдаляемся от великого озера. Наш путь лежит на юго-запад - в неофициальную столицу турецкого Курдистана город Диярбакыр. Проехав менее 100 километров мы стали спускаться с плато и резко почувствовали перемену климата. Стало сухо и жарко. На столько жарко, что стала глючить даже безотказная техника НР. В результате чего мы практичесски остались без связи и навигации.
На границе провинций Батмани и Диярбакыр расположен арочный мост Малабади. Знаменателен он тем, что был построен в 1147-48 гг и является самым широким арочным мостом в мире.
Мост Малабади
Проехав пару сотен километров по раскалёной степи мы добрались до Диярбакыра. Это большой город с полумиллионным населением. Практичесски ни чем не примечателен за исключением опоясывающей старый город крепостной стены, являющейся по величине второй в мире после Великой Китайской.
Диярбакырская стена Возле стены
Нам предстоит поездка в более южные и, соответственно, жаркие районы. Позтому, было решено запастись бедуинскими платками, что и было сделано на местном рынке. Уставшие но довольные мы отправились в прибазарную локанту, где пообедали отменным тавук шишем.
Забегаловка в Диярбакыре
Подкрепившись мы двинули на юг в сторону Мардина. Вот когда я впервые пожалел, что в машине нет кондиционера.
Степь да степь кругом...
Под вечер мы добрались до расположенного на склоне горы города Мардина. Город расположен на пересечении торговых маршрутов, соединяющих Турцию с Сирией и Ираком. В городе звучит турецкая, арабская, курдская, асирийская и арамейская речь.
Город Мардин
Извилистая дорга, ведущая в гору, вывела нас к развалинам древнего здания, которое оказалось военными бараками времён отоманской империи. Из окон засположенного на вершине горы здания открывался сказочный вид как на сам город, так и на бескрайнюю Мессопотамскую низменность.
Бараки Вид из окна
Первое, что бросилось нам в глаза, это был крест на башенке посреди города. Сверху казалось, что она стоит рядом с дорогой и поэтому мы решили отыскать её. Потратив около 15 минут мы отыскали эту церковь. Это оказалась церковь Мар Шимуни, построенная в 6-м веке. К сожалению, она оказалась закрытой.
Церковь Мар Шимуни
Побродив немного по городу, мы стали наслаждаться вечерней прохладой и ночными видами. Впереди нас ждёт долгое путеществие по пустыне.
Ночной Мардин
На спидометре 97470.

29 Августа, Утро, Мардин, Мессопотамия, Турция.
Приготовив заранее приобретенные бедуинские платки, мы стали углубляться в пустыню. Проехав с десяток километров на восток от Мардина мы добрались до Шафранового монастыря. Этот монастырь был основан в 5-м веке сирийскими христианскими монахами. Он и до сих пор остаётся сирийским и православным. Служба в нём ведётся на арамейском языке. На данный момент в нём живут: 1 епископ, 2 монаха и около 15 студентов семинарии. Потрясающее по своей красоте место. А ещё было как-то необычно очутиться в христианском храме посреди арабской пустыни.
Ворота Шафранового монастыря В церкви Внутри монастыря
Поболтав с полчасика с местным монахом и закупившись в местной сувенирной лавке, мы продолжили наш путь на восток. Проехав около 80 км мы добрались до города Мидьят, восточнее которого в 20 км находится монастырь Мор Габриэль. Он был основан в 397 году и является самым древним в мире действующим христианским монастырём. Место это пользуется популярностью среди туристов, о чём свидетельствовало их большое число. В монастыре кроме епископа и 2-х монахов живут несколько студентов и 2 семьи, которые помогают следить за монастырём. В данный момент шла реставрация некоторых зданий.
Ворота монастыря Один из тунелей Две башни
Внутри монастыря Административное здание
Побродив по монастырю и немного передохнув в тени его стен, мы вновь понеслись через пустыню. Проехав около 50км на юг мы выехали к сирийской границе. Здесь мы свернули на скоростную автостраду и понеслись на запад. Некоторое время дорога шла вдоль границы и моментами забор из колючей проволоки, обозначающий начало неитральной территории, приближался к дороге всего на несколько метров.
Проехав 200км под палящим солнцем мы добрались до города Урфа (Эдесса). Этот города - цветущий оазис посреди зноиной пустыни. Мы остановились в гостинице Ipek Palace и решили остаться здесь на 2 ночи.
В городе Урфа
На спидометре - 97900.

30 Августа, Утро, Урфа, Мессопотамия, Турция.
Попытались встать пораньше, но не удалось - поблизости не оказалось мечетей. Пришлось выезжать в самое пекло. Путь наш лежит на юг в сторону Сирии, где в 40км от Урфы в пустыне расположен городок Харран. Городок этот всемирно известен и почитаем в первую очередь потому, что в нём почти всю свою жизнь провёл Авраам (родившийся, кстати, в Урфе). Без труда добравшись до места мы обнаружили, что вместо пустыни городок окружён цветущими садами и заливными лугами. Но! В самом городке и в радиусе метров 20-30 вокруг него не росло ни чего - там по-прежнему, как и сотни лет назад, царствовала пустыня.
План местности
Первым делом мы направились к возвышающимся в центре городка развалинам древней крепости. Здесь мы и познакомились с нашим будущим гидом - Мехметом. Он любезно согласился походить с нами по городку и расказать о местных достопримечательностях. Кстати, он превосходно говорил по-английски и даже знал несколько фраз по-русски.
Развалины крепости
Как мы выяснили, на территории крепости раньше распологался язычесский храм Луны. Впоследствии, когда язычество было запрещено в Турции, его переделали в мечеть.
Осмотрев крепость мы направились к виднеющимся вдали развалинам. Мехмет рассказал, что это всё, что осталось от древнейшего в мире мусульманского университета. Высокая башня - это развалины некогда знаменитой обсерватории. В университете Харрана трудились многие известные учённые тех времён (ксожалению, имйн я не запомнил). Университет был полностью разрушен во время нашествия монголо-татаров. Лишнее доказательство того, что не только християнский мир страдал от этих варваров.
Университет
Следующая наша остановка - традиционный харанский дом. Комнаты в нём имеют ворму конусв, достигающего в высоту более 3-х метров и с отверстием на самом верху. Благодаря такой форме в помешении не так жарко (при 45-градусной жаре в комнатах было весьма даже прохладно). Дома построенны из небольших кирпичиков, стены обмазанны составом из глины и соломы.
Харанский дом Молотилка Помост-спальня
Маслобоика Колесница Гостинная
Столовая Спальня Кухня
Мебели нет практичесски ни какой - всюду были ковры, а на них валялись подушки и мутаки. Лишь в столовой на небольших треногах лежали здоровенные медные подносы (используемые вместо столов) да малюсенькие табуреточки стояли вдоль стен. Весьма удобные, кстати.
В столовой
Во время экскурсии мы попали в местную сувенирную лавочку, владелец которой предложил нам примерить традиционные наряды местных жителей. Вот что из этого получилось.
Арабская семеика
Проведя более 2-х часов в Харране мы собираемся в обратную дорогу. Машина, оставленная на самом солнцепёке раскалилась до такой степени, что пришлось несколько минут её проветривать. Оставленная в салоне вода вполне подходила для заваривания чая. Пустыня одним словом. Если попадёте в Харран - обязательно сходите к развалинам крепости и спросите гида Мехмета. Он вам раскажет кучу интересного. А ещё передаите ему привет от нас.
А вокруг - пустыня...
Возврашаясь в Урфу мы обнаружили, что на самом въезде в город есть развилка и, свернув вправо, можно попасть в комплекс, состоящий из Урфииской крепости, пешеры Авраама (или, как его здесь зовут, Ибрагима) и пруд со священными карпами (Balik Goly). Лезть на крепость мы не стали, так как было ужасно жарко, а с нас и Харана было достаточно.
Крепость
Поэтому прямиком направились к пруду. Такого мы раньше не видели - тучи рыбы слонялись по пруду! Вот это было зрелише! Огромные карпы заполняли всё пространство пруда. И при виде всего этого в голову приходила лишь одна мысль - удочку бы сюда. Ксчастью, местные жители мыслей читать не умеют - за покушение на жизнь священных животных (пусть даже мысленно) может последовать серьёзное наказание.
Священные карпы
Во избежание дурных мыслей было решено перекусить в одной из многочисленных местных забегаловок. Кормили здесь отменно, так же, как и во всём Курдистане.
Обед у пруда
В завершении прогулки мы попытались наити пешеру, в которой родился Авраам, но тщетно - ни кто из местных не смог толком обьяснить где она находится. Обработав обрывки имеющеися информации, мы пришли к выводу, что находится она в расположенной здесь же мечети. А так как в ней шла служба, то мы решили в неё не соваться. Лишь сфотографировались на её фоне.
Мечеть Ибрагима
И пошли в гостиницу - прохлаждаться...

31 Августа, Утро, Урфа, Мессопотамия, Турция.
Как ни печально, но приходится покидать Урфу. Обязательно вернёмся сюда ещё раз! Направление - север, цель - гора Немрут. Дорога туда не сложная, но покрытие не особо качественное, по-этому едем медленно. Проехав около часа подъезжаем к развилке. Нам прямо, но едем направо - там находится местная достопримечательность, плотина Ататаурка на реке Евфрат. Говорят, что она занимает 3-е место в мире по величине. Не знаю, так ли это, но тот факт, что высота стены 169 метров, впечатляет.
Вести здесь фото и кино съёмку категоричесски запрешено, но, видимо мы приглянулись "пасшему" нас полицеискому и он любезно позволил сделать нам несколько снимков. Так что, эти кадры - эксклюзив!
Плотина Ататурка Плотина Ататурка - вид на Евфрат Водохранилище Ататурка
Покончив с формальностями (наши документы остались у военных на посту при въезде на территорию плотины, что бы вернуть их пришлось заполнять какие-то бланки) возврашаемся на центральную дорогу и едем в Кяхту. Там мы устраиваемся в гостиницу Коммагена (гостиница не плохая, но заправляют ей разбоиники и грабители) и берём в ближаишем турагентстве тур на гору Немрут (ближаишим оказалось агентство уже упомянутых грабителей, так что нас обдирают ещё раз). Мы садимся в микроавтобус и отчаливаем. На часах - около 15.00
Первая остановка - Орлиная Колонна. Это курган царской семьи Коммагены. Датируется 1 веком до н.э. Очень жарко и не очень интересно.
Орлиная Колонна
Едем дальше. Минут через 15 следующая остановка - Мост Септимия Севра (или, как его здесь называют, Римский Мост). Построен в 2 веке н.э., но выглядит очень даже прочно.
На мосту Мы на мосту Римский мост - вид с реки
Следующая достопримечательность - Новая Крепость. К сожалению, она оказалась закрытой на ремонт и нас туда не пустили. Пришлось довольствоваться фотками с растояния в несколько сотен метров.
Новая Крепость
Едем дальше. Минут через 5 добираемся до следующей остановки - города Арсамеи. Это летняя резиденция правителей Коммагены, построенная в 3 веке до н.э. Расположена она на холме. Её главной достопримечательностью является барельеф, изображающий рукопожатие Геракла и царя Митридата, добираться до которого пришлось по извилистой тропе под палящим солнцем.
Один из барельефов Рукопожатие Вид сверху
Тоннель в горе
Вернувшись к автобусу мы уселись в ювелирной лавке - очень уж хотелось передохнуть в тени. Здесь нас угостили свежим инжиром. После 15-минутного перекура едем дальше. Остался последний рывок до нашей конечной цели - горы Немрут.
Здорово, что послушавшись совета харранского Мехмета мы оставили машину в Кяхте - последний участок дороги продолжительностью километров в 15 был совершенно отвратительным и раздолбанным, так что мы потратили на него минут 40. Но вот мы добрались до паркинга. Дальше - пешком. В гору. По крутому подъёму. Метров 500. Ужас!
Гора Немрут
Пришлось торопиться, так как существовала угроза не успеть к истуканам до захода солнца. К счастью, мы успели. И - были неприятно удивлены. Истуканы оказались куда мельче, чем они выглядели на рекламных проспектах.
Истуканы Турист-бедуин На восточной терассе
Проводив солнце под традиционное улюлюканье курдской молодёжи, мы пошли назад. Спускаться пришлось в кромешной тьме.
Закат
В гостинницу вернулись поздно, после 9 часов вечера. Сандра так устала, что заснула ещё по дороге. Пришлось ташить её на руках на третий этаж.

1 Сентября, Утро, Кяхта, Мессопотамия, Турция.
Всё, надоело шататься из города в город, спать в первом попавшемся отеле, питаться где придётся. Хочется отдыха. Насмотрелись достопримечательностей - едем на море! Дорога дальняя, около 1000км, поэтому придётся где-нибудь заночевать. Покрыв около 600км в первый день, остановились в приморском городке Кизкалеси. Примечателен он крепостью, построенной на расположенном посреди моря островке. Форт Боярд какой-то :).
Крепость Кизкалеси
На следующее утро продолжили дорогу. Пришлось преодолеть несколько не высоких, но очень затяжных прибрежных перевалов. Суммарно получилось около 180км серпантина. Зато увидели в местных горах такое, чего никогда раньше не видели - настояшие банановые плантации! Склоны гор, огромные поля, узкая прибрежняя полоса - всё было покрыто банановыми пальмами. Даже прикупили пару киллограм. Очень даже вкусные, хоть и мелкие.
Турецкие бананы
К вечеру, потратив окола часа на преодоление пробок в Анталии, добрались до Бельдиби. И сразу же две хорошие новости - наш любимый отель Монтана всё ещё функционирует и им по-прежнему управляет наш хороший знакомый Фати. Ужасно обрадовался нас увидав и тут же поместил в самый лучший номер (при том, что в отеле пустых номеров нет!).
Мы и Фати
Всё, ближаишие 10 дней нас отсюда не выташить! Ну а дальше - посмотрим. А пока что будем выкладывать фотки местных "достопримечательностей".
На спидометре - 99124км. Итого, пробег 2994км.

xx Сентября, Бельдиби, Анатолия, Турция.
Отдых на море никак не способствует труду. Даже такому лёгкому, как обновление саита. Окончательно обленились :). С опозданием выкладываем обещанные фотки.
Турецкая ночь На рафтинге Дондурма
На Олимпосе Прогулка по Кемеру Сам поимал :)
Акваленд
На яхте Наташа полетела...
Бассеин у гостиницы Прошальный вечер

16 Сентября, Утро, Бельдиби, Анатолия, Турция.
Всё хорошее (впрчем, как и плохое) рано или поздно заканчивается. Утомлённые отдыхом двигам в оьратную дорогу. Курс на Анкару. Ни чем не примечательный участок нашего путешествия. Парочка перевалов, несколько горных озёр да куча яблок, прикупленная при проезде через яблочную провинцию.
Озеро Эгирдир
К вечеру добрались до Анкары и устроились в небольшой гостинице в самом центре города. На спидометре - 99905км.
Первая половина следующего дня была потрачена на осмотр музея Анатолийской истории, вторая - на шопинг (девочки шатались по магазинам, я отсыпался в номере).
В музее Там же Забегаловка в Анкаре

18 Сентября, Утро, Анкара, Турция.
Последний этап наших скитаний - возврашение домой. Рано утром покидаем Анкару и направляемся на восток. Проехав около 700км поздно вечером добираемся до располоденного высоко в горах города Эрзинджан, где распологаемся на ночлег в гостинице Берлин. Проснувшись рано утром благодаря любезной поддержке сотрудников ближайшей мечети, едем дальше.
Мечеть в Эрзинджане
Нескончаемые перевалы (некоторые из которых находятся на высоте более 2000м), жара, пыль и, конечно же, восхитительные горные озёра. Неописуемо красивая природа.
Горная тропа Очередное горное озеро
Часикам к 6 вечера пересакаем границу. В полночь мы дома. На спидометре - 01494км. Суммарный пробег - 5364км. Ближайшюю неделю буду ездить на метро...