Турция 2007

18 Августа, Тбилиси.
Как обычно - вовремя выехать не удалось. Как оказалось, машина нуждается в тех обслуживании. Я и Сандра едем в профилактику, где проводим большую часть дня. Так что, выезд переносится на завтра на 7 часов утра. На спидометре - 118480км.

19 Августа, Утро, Тбилиси.
Случилось чудо - мы выехали на 3 минуты раньше графика! Благодаря этому, мы не доехали до цели каких-то 25 киллометров. Но это уже потом...
А пока мы поехали к границе. Добрались меньше чем за 3 часа. Наши таможенники выпотрошили весь наш багаж - видимо мы очень на контрабандистов похожи. Потом, когда я им назвал конечный пункт нашего путеществия - выпотрошили всё ещё раз.
В отличии от наших, турки просто бегло осмотрели багажник (чего нельзя было сказать о 3-х машина с российскими номерами - их шманали по полной!). Короче, в 10.30 по местному времени мы въехали в Турцию. И, вместо того, что бы, как положено нормальным людям, поехать по уже известному и провереному маршруту, начали зспериментировать.
В результате первого эксперимента, сделали крюк в 50 км (и это при местных ценах на топливо!), но зато нашли оооочень красивое озеро, на берегу которого перекусили (прямо в багажнике).
Обед на берегу
Эксперимент второй - решили срезать пару десятков км, в результате - вместо нормальной скоростной трассы, оказались на просёлочной дороге, которая в конце концов уткнулась в какой-то каньён. Красиво, конечно, но спуститься в него оказалось не так уж и просто.
Красиво, но высоко :(
Однако, самое веселое было впереди. Закончив спуск и побродив немного в поисках дороги, мы, в самых лучщих сказочных традициях, оказались на распутье. Налево была нормальная дорога, которая вернула бы нас на тот путь, от которого мы героически отказались (мы не привыкли отступать!). Направо - не менее хорошая трасса, которая так же привела бы нас к цели, но сделав крюк в почти 300 км (ну уж нет, я уже писал про топливо). Осталась дорога вперёд - самая близкая (каких-то 70 км до цели). Правда, местные жители настоичиво отговаривали нас от этой поездки, предлагая сделать крюк. Слабаки! Пытались испугать нас какой-то грунтовкой. Мы не боимся трудностей! Точнее, тогда не боялись. Сеичас, после 70-ти км ПОЛНОГО БЕЗДОРОЖЬЯ, которое оказалось труднопроходимым даже для нашего вездехода, после этих почти 3-х часов, когда топливо "испаряется" на глазах, а заправок (да что там заправок - там и людей-то почти не было) не видать, мы решили - местным аборигенам надо доверять! За то там был красивый ручеёк! По краиней мере, холодным он уж точно был.
"Красивый" ручеёк
Часика через 3 мы добрались до северного побережья озера Ван, где устроились на ночлег в городе Ахлат. И тут нам повезло - гостиница находится на самом берегу и наш номер на "прибрежной" стороне. Сеичас я сижу на балконе, слушаю плеск волн прямо под собои и пишу эти слова.
Пробег - 781км...

20 Августа, Ахлат, Турция.
Рассвет на берегу большоо озера это нечто. В отличии от моря, тут ешё и противоположный берег виден где-то вдали, что придаёт картине особую специфику. Очень рекомендую!

Рассвет на Ван Абрикосы в гостиничном саду
Выехав из гостиницы и проехав киллометров 50, мы остановились в городе Битлис. Примечателен он тем, что в нём находится крепость, построенная одним из сподвижников Александра Македонского. Огромные крепостные стены находятся на высоченной скале, из-за чего крепость выглядит абсолютно неприступной.
Крепость в Битлисе
К сожалению, вход в неё был закрыт и пришлось довольствоваться созерцанием со стороны.
В том же городе мы обнаружили медресе, построенное в 13-м веке. Побродив там с пол-часика и выкляньчав полный пакет буклетов и брошюр, мы поехали дальше.
Медресе в Битлисе Мавзолей при медресе
К вечеру мы прибыли в Газиантеп, где решено было остаться на ночлег. Но, поколесив с часик по этому городку с, как оказалось, миллионным населением, поняли, что заблудились. И тут нам на выручку прибыла ... местная полиция. Остановившись у одного из постовых и на пальцах объяснив ему, что мы ишем гостиницу, мы и глазом не успели моргнуть, как он оказался у нас в машине. Первым делом он спросил, сколько звёзд нас устроит. Мы намкнули, что ишем что-нибудь подешевле. Тогда он за пару минут довёз нас до нужного места. Затем, он отвёл меня к администратору и исчез - я даже поблагодарить его не успел. Администратор, явно ошалев, очень любезно предложил нам люкс по весьма даже приемлимой цене. Как выяснила позже Наташа - практически, в два раза дешевле, чем она стоит на самом деле. К тому же, в гостинице оказался ХАЛЯВНЫЙ и весьма быстрый WiFi интернет. Мы любим местную полицию!
Весь вечер ушёл на пешие прогулки по ночному городу. Ни чего интересного. Пробег - 1417км.

21 Августа, Газиантеп, Турция.
Проснувшись и позавтракав, решили посетить местный музей мозаики, который считается вторым в мире. И не пожалели - такой красоты мы ещё не видали. Большинство экспонатов собраны с раскопок в городе Zeugma и относятся ко второму веку нашей эры. Мозаики поражают цветами, на первый взгляд их можно принять за фрески.

Юная цыганка Похищение Европы Марс
Поссеидон Возвращение Диониса из Индии Экспонаты из бронзового века
Кстати, очень повеселил нас тот факт, что по всему Газиантепу были развешены афишы предстоящего концерта "Кизил Орду Коросу" - "Хора Красной Армии".
Хор Красной Армии
После музея, часиков в 12, мы приступили к основной части нашего плана - направились в сторону Турецко-Сирийской границы. Мы держали в тайне нашу затею посетить Сирию и Иорданию, зная, что дома нас могут не отпустить. К тому же, вероятность получить визу в Сирию была очень мизерной.
После стандартной 15-ти минутной процедуры на границе и таможне, мы покинули Турцию. Сирия встретила нас жарой, суетой и непроницаемыми лицами местных пограничников. Однако, стоило им узнать откуда мы, как появился офицер, отлично говоривший по английски, представился Мухамедом и объяснил, что визу на месте получить будет очень сложно. Мы прождали минут 30, затем нас подозвали и ... вручили визу на 3 дня (мы планировали отправиться прямиком в Иордан, а Сирию посмотреть на обратном пути).
Следующей остановкой была таможня. И тут случилось непредвиденное - таможенники, узнав, что у нашей машины дизельный мотор, назначили такую баснословную пошлину, какой у нас наличностью могло и не набраться (а кредитки они не принимали). К тому же, выяснилось, что по возврашению из Иордании пошлину пришлось бы платить ещё раз.
Короче говоря, мы развернули машину и, не смотря на слёзные уговоры погранцов (которые дали нам визу) остаться и посмотреть страну, отправились назад в Турцию.
ВНИМАНИЕ!!! Если вы когда-нибудь решите ехать в Сирию на собственном авто (не важно, дизельный, бензиновый, газовый или гибридный у него двигатель - это всего лишь отговорка, пошлина на все типы одинаково высокая) - оставьте машину в Турцие на паркинге и езжаите на автобусе. Или же, если всё же хочется ехать на собственных колёсах, отложите несколько сотен американских рублей на пошлину.
Выдача виз Назад в Турцию :(
Настроение было в конец испорчено, я уже готов был ехать домой, да и Сашка очень огорчилась. Однако, Наташа умудрилась уговорить нас продолжить отпуск, и мы направились в сторону Анталии.
Поздно вечером мы остановились в уже известном нам Кизкалеси. В прошлом году мы перевели название этого местечка как "Красная крепость". Как выяснилось, мы ошибались - по-настоящему его зовут "Девичья Башня". Жара стоит невыносимая, особенно из-за ужасно высокой влажности воздуха.
До дому - 1861км.

22 Августа, Кизкалеси, Турция.
Сегодня ещё жарче, чем вчера. Хвала изобретателю автомобильного кондиционера!!!
Первая половина пути до Анталии - нескончаемые прибрежные перевалы. На них ушло более 5 часов. На одном из них мы заметили тропу, спускающуюся к морю. Воспользовавшись всепроходимостью нашего авто, мы спустились к берегу. Там была замечательная бухта с глубоченным гротом. И ни душы кругом! Отличное место что бы освежиться с дальней дороги.
Голубая лагуна Залив с гротом На берегу
Поплескавшись минут 30, мы поехали дальше. Возле дороги стали попадаться кактусы, покрытые ягодами рахмером со среднюю грушу.
Кактусы
Затем мы заметили, что этими ягодами активно торгуют в придорожных лавках. Остановившись у очередного безхозного куста, мы сорвали одну ягоду. Прошло больше суток с того момента, а мы всё ещё об этом жалеем - столько мелких колючек разом мы ещё не видели! Хорошо, что у Наташи нашёлся пинцет. Кстати, на вкус мы этот фрухт так и не попробовали.
Часикам к 7 без особых приключений добрались до Бельдиби и, как обычно, остановились в отеле Монтана. Общий пробег - 2370км. Всё, будем отдыхать!...

23 Августа, Белдиби, Турция.
Обычно я не вдаюсь в подробности нашего пребывания на море, но сегодняшнее происшествие вышло за рамки обычного отдыха.
После обеда Наташа спросила у Фати, не мог бы он порекомендовать какого-нибудь парикмахера, способного превратить кошмар на моей голове в хотя бы какое-то подобие причёски. Не прошло и 15 минут, как мы сидели в машине и Фати вёз нас в салон к своему другу. Доехав до места назначения, он направился ко входу в здание, как бы между прочим сообщив мне, что будет немного больно. Я оценил удачную шутку. Как я заблуждался!
Сперва меня постригли. Ни чего необычного не произошло (если не считать того, что после голову мне помыли ледяной водой!).
Затем меня побрили. Настоящей опасной бритвой! Было немного страшно, но совсем не больно. Пока.
Затем наступила очередь ... эпиляции. Оказывается, мелкие волоски, растущие под глазами, в Турцие не бреют. Их просто выщипывают. Ниткой! Вот тут уже было больно. Женщины - респект и увага!
Но это всё ещё было вступлением. Кульминацией представления, длившегося боле 40 минут, была обработка (простите за такие подробности) волос в ушах. Ваткой, намотанной на металлическую спицу. Предварительно пропитанной спиртом. Горящей...
Первые несколько секунд я терпел, надеясь, что это какая-нибудь местная шутка. Затем, когда стало ооочень больно, я начал кричать и пытаться вырваться. Тщетно - мастер был проффесионалом и экзекуцию довёл до конца.
К счастью, всё это сопровождалось массажем лица, головы, шеи и плеч, что позволяло расслабиться между пытками. Так что - всем рекомендую обратиться в местный куафюр. Не пожалеете - впечатлений хватит на долго!
До экзекуции... ... в процессе ... ... и после
К тому же, стоит отметить, что такую классную причу в Тбилиси мне так и не смогли сделать...

30 Августа, Иерусалим, Израиль.
Да. Именно что Иерусалим. Предыдущим вечером мы приделали крылья к нашей машинке и перелетели море :).
С учётом того, что об этом городе имеется уйма информации, мы её предоставлять не будем - просто выложим фотоописание нашей поездки.
6 часов утра, аэропорт города Анталии. Сандру подняли, но разбудить забыли Тель-Авив, аэропорт имени Бен-Гуриона. Долетели! Тель-Авив, аэропорт имени Бен-Гуриона. Идём на паспортный контроль.
Иерусалим. Первая остановка - панорама. Часть городской стены. Панорама нового города.
Яффские форота. Башня Давида.
"Клоповник" у Яфских ворот - Наташа хотела бы пожить здесь недельку. На улицах старого города.
Ужин в арабской забегаловке. Там же - декорация туалета. Там же - в холле.
По дороге к храму - улочка восточного города. Восточная лавка. Фасад храма Гроба Господня.
Площадь перед храмом. Стена храма. Хранитель ключей от храма (храм христианский, хранитель - мусульманин).
Очередь к Кувикуле. Вход в Кувикулу. Сандра с Благодатным Огнём.
Сандра и Пуп Земли. Голгофа. Голгофа.
Мечеть у храма Гроба Господня. Стена Плача. Мечеть на Храмовой горе. На её месте раньше находился главный иудейский храм.
По дороге к автобусу. Масличная гора. Я фотографирую западные ворота.
Западные ворота. Церковь Всех Наций в Гефсиманском саду. Сандра в Гефсиманском саду.
Гефсиманский сад. Неопознанное красивое здание в Гефсиманском саду. Колокольня в Гефсиманском саду.
Вход к гроту Богородицы. Спуск в подземелье. Место упокоения Богородицы.
Иудейская пустыня по дорогн к Мёртвому морю. Сандра вымазалась в грязи Дохлого болота (как она назвала Мёртвое море). Я зашёл в воду и в полуметре от берега увяз в трясине, жертвой которой стал мой правый шлёпанец. Наташа героически спасла его.
Водопад в аэропорте Бен-Гуриона. В ожидании самолёта.
Уставшие, но довольные в 5 часов утра мы вернулись в Монтану...

31 Августа, Белдиби, Турция.
Завтра снова в дорогу. Было решено устроить прощальный ужин в каком-нибудь рыбном ресторане. Ребята посоветовали махнуть в Улупинар, который находится в 50 км западнее Бельдиби и славится своими ресторанами на берегу реки. Сказано - сделано, и вот часикам к 6 вечера мы добрались до ресторана "Ботаник".
Сам ресторан находится на берегу какой-то горной речки. А столы расположены на помостах посреди воды. Добраться до них можно по деревяным мостикам. Столы стоят практически на уровне пола, так что сидеть приходится на коврах и подушках (восток-с...). В воде плавала стая уток, которые очень болезнено укусили девочку за соседним столом.
Ресторан "Ботаник". Сандра на реке.
Мы заказали парочку барабулек (о чём позже пожалели - ни чего особенного) и морского окуня. Вот это было здорово - здоровенная рыба была растерзана за несколько минут.
Окунь!.
Обслуживание было нормальным, если не считать парочки моментов. Во-первых, поев и собравшись "домой", мы минут 20 пытались докричаться до официантов. Дозвавшись и полчуив счёт, мы были поражены суммой. Но всё это было цветочками по сравнению с тем, что произошло потом.
Я отдал официанту свою кредитку что бы он снял с неё нужную сумму. Ещё задолго до отпуска я активировал банковский сервис, позволяющий получать СМС-ку после каждой опперации с картой в течении нескольких секунд после её совершения. Каково же было наше удивление, когда в течении 2-х минут мы получили 3 сообщения о снятии одной и той же суммы! Мы приняли невозмутимое выражение лица и стали ждать возврашения официанта.
Вскоре он вернулся. Тут пришла его очередь удивляться, когда я поинтересовался о причине троиной оплаты. Ясное дело, что он стал прикидываться ангелом (причём, на чистом русском языке - похоже, выходец из совка). Но факты вешь сильная - и в результате у менеджера была конфискованна сумма, равная "случаино" снятой.
Настроение испорчено, но окунь всё же был вкусным.
Так что, товарищи, делаите выводы. И активируйте подобный сервис (если он есть у вашего банка).

1 Сентября, Белдиби, Турция.
И снова в путь. Все "долгожители" этого сезона собрались проводить нас.
Проводы из Монтаны.
Покидав традиционные монетки в море, мы поехали в Каппадокию. В дороге (к счастью) не произошло ничего интересного, так что к вечеру мы благополучно добрались в Гореме и снова поселились в пещерной гостинице "Мечта"
Пещерная гостиница "Мечта".

2 Сентября, Гореме, Турция.
С учётом того, что мы в Каппадокии уже бывали (подробное описание местных достопримечательностей будет в отчёте о поездке 2004-го года), нашей целью просто было отдохнуть в прохладе перед последним этапом.
Однако наше внимание было привлечено рекламным щитом, указывающим на чуть ли не единственный в мире музей НЛО. Купившись на рекламы, мы последовали туда.
Музей находился в комплексе подземных пещер (которыми, как вы уже догадались, изобилует местность). Самым интересным оказалась ... сама пещера, которая в прошлом явно была жилым домом.
Сандра и инопланетяне. Один из экспонатов музея НЛО.
В этот приезд основным нашим занятием в Каппадокии были гастрономические изыскания, приведщие к неутешительному выводу - кебаб здесь делать не умеют. Разве что потери кебаб (кебаб в глиняных горшочках - местный коллорит), который нам не понравился из-за осколков горшочка, скрипящих на зубах во время еды...
Ждём бараний шашлык. Скоро будет разочарование.

3 Сентября, Гореме, Турция.
Едем дальше. Курс - на восток, в сторону Эрзерума. Но по пути намечена одна остановка - в местечке Баликли, что у городка Кангал.
Место это известно своими термально-минеральными источниками, в прудах с водой из которых живут рыбки. А рыбки, в свою очередь, прославились своими косметико-медицинскими способностями. Они объедают старую кожу с тела, а также лечат от разных кожных заболеваний. Мы приобрели по 5 лир билеты в обычный бассеин, где нас самым что ни есть жестоким образом обгрызли эти маленькие бестии. Фотографировать в бассеине было запрещено, так что придётся довольствоваться кадрами поедания Наташиных пяток в протекающей рядом реке (с опять-таки горячей водой).
Рыбки ужинают Наташей. У источника с минеральной водой.
Кстати, более подробную информацию об этом месте можно наити тут.
Поплавав пару часиков, мы двинули дальше (так как на месте гостиницы стоили дороже, чем в Альпах). Проехав сотню км мы остановились на ночлег в городке Диврии, что находится посреди неизвестности.
ВНИМАНИЕ! В этом городишке мы впервые столкнулись с одной серьёзной проблемой. Все местные банкоматы (черырёх различных банков) отказались принимать Наташины пластиковые карты С ЧИПОМ! Моя (старой модели, с магнитной лентой) работала великолепно, но, к сожалению, денег на ней не оставалось. Так что, мы оказались в реально сложном положении - наличности нет, в гостиницах нет терминалов (для оплаты по карте), а банкоматы отказываются давать деньги. К счастью, у меня была долларовая заначка (о которой, к счастью же, Наташа раньше не знала). После многочисленных безуспешных попыток разменять её на местную валюту, владелец местного супермаркета пожалел нас (видели бы вы нас - уставщих, голодных, мятых, искусанных жестокими рыбами - тоже пожалели бы) и разменял нам нашу денюжку.
Так что, всегда имейте при себе заначку ;-)
Поужинали в одной из немногочисленных местных забегаловок, где впервые отведали популярное местное блюдо - "кёфте". Очень вкусно, рекомендуем, особенно где-нибудь в глубинке.
Хозяин "кёфте-салона" у плиты..
Пробег - 3477км.

4 Сентября, Диврии, Турция.
Это был кошмар, а не гостиница. Пыльно, шумно, грязно. Но зато было спутниковое телевидение с грузинскими каналами. Впервые в жизни смотрел отечественный сериал. Обещаю, больше это не поворится!
Уже в 8 часов были в небольшой забегаловке, в которой ужинали прошлым вечером. Позавтракав, разговорились с хозяином и выяснили, что в этом городишке оказывается находится одна из древнейщих и крупнейщих мечетей. Решили её посетить перед отъездом.
По пути к мечети.
Мечеть оказалась в сотне метров от нашей гостиницы. Деиствительно, она поражала своими размерами - нам понадобилост несколько минут что бы обоити её вокруг.
Фасад мечети-госпиталя.
Затем мы вошли внутрь. Здание отлично сохранилось как снаружи, так и внутри - все стены и колонны были украшены оригинальной резьбой, а в центре самого большого зала красовался бассеин странной формы.
Как нам объяснил смотритель музея, здесь в 13-м веке распологалась клиника для душевнобольных (проще говоря, психушка). А странная конструкция бассеина была предназначена для успокоения (в лечебных целях) пациентов. Там же имеласт весьма внушительных размеров сцена - оказывается, на ней распологался оркестр, исполнявший умиротворяющую музыку.
Психоделический бассеин.
Вот как лечили психов в древней Турции!
Покинув Диврии, мы направились в сторону северо-восточной Турции, а точнее - в местность, исторически известной как Тао-Кларджети, часть Грузии, переданной Турции по Карскому договору в начале 20-го века. Эти места известны большим колличеством древне-грузинских монастырей, церквей и крепостей. Некоторые из них до сих пор находятся в хорошем состоянии и привлекают туристов не только из Грузии, но и со всего мира (в чём мы убедились встртив на своём пути иностранных туристов).
Маршрут был таким - Эрзинджан (где мы пообедали) - Эрзерум (где заправились) - Олту (где заночевали). Но по пути на ночлег мы свернули с дороги и, сделав круг в 50 км, посетили первую точку нашего нового маршрута - монастырь Хахули.
Монастырь был основан грузинским царём Багратом Третим в конце 10-го века. В настоящее время в нём находится мечеть (правда, похоже что бездействующая), благодаря чему здание хорошо сохранилось.
Монастырь Хахули. Монастырь Хахули. Развалины на территории монастыря
К вечеру мы добрались до города Олту где и заночевали. По настоятельной прозьбе Сандры вынужден был до поздна сидеть с ней и смотреть ужастик на турецком языке (одна сидеть она боялась, а досмотреть хотела).
Пробег - 4030км.

5 Сентября, Олту, Турция.
Проснувшись пораньше и быстро позавтракав, двинули в путь. Направление - восток, цель - Бана.
Единственное, что мы знали о расположении этого древнего православного храма - это то, что он находился недалеко от города Олту. Проехав киллометров 20 мы заметили на вершине одного из холмов развалины, напоминавшие то, что мы знали по рассказам знакомых, побывавших здесь. Съехав с дороги и проехав немного по тому, что даже клзьей тропой назвать трудно, мы подъехали к развалинам.
Археологи утверждают, что этот уникальный храм на самом деле состоял из двух - один был встроен в другой. Здание пережило века и было разрушено в 19-м веку во время Русско-Турецкой войны.
Бана - внешняя стена. Бана - арочное перекрытие между внутренней и внешней стенами. Бана - внутренняя часть храма.
Побродив по развалинам под палящим солнцем, двинули в сторону городка Юсуфели. Проехав километров 15-20 с левой стороны в сотне метров от дороги заметили какие-то развалины на вершине небольшого холма. Подъехав поближе, обнаружили, что холм не такой уж и небольшой. Но Наташа отказалась сдаваться и полезла на него одна, а мы с Сандрой наблюдали за этим героичесским восхождением снизу.
Наташечка-скалолазочка.
Едем дальше. До Юсуфели полтораста километров ни чем не примечательной дороги. И вдруг, посреди перевала, указатель вправо - "Ишхан, 5км". Вот это действительно было чудом - мы уже и не надеялись найти это место, как оно само нам попалось.
Сворачиваем с дороги и проезжаем ровно 5 км по ужасной тропке шириной с машину (к счастью, никакого встречного движения не оказалось). На вершине горы распологалась деревушка, в которой и находился храм.
Ишхан оказался самым ухоженым из всех встретившихся нам и до, и после грузинских памятников. Там даже билеты продавались (и было за что - при нас ссмотритель убрал всю территорию!). Здание, хоть и было повреждено, но формы сохранились и купол, до сих пор возвышающийся над ансамблем, позволял оценить его истинные размеры.
Ишхан - росписи под куполом. Ишхан - купол храма. Ишхан - я и Наташа.
Отдохнув в тени сада, разбитого возле храма, мы двинули дальше. Вновь преодолев страшную тропу, выехали на дорогу и перекусили в первом же попавшемся трактире. В меню мыло одно-единственное блюдо - жареная баранина. Но оно того стоило - такой вкуснятини мы ещё не ели (к тому же, и порции были огромные!).
Наташа в ожидании шашлыка из баранины. Сандра после обеда - даже ей понравилось!.
Едем дальше и через частк въежаем в Юсуфели. Приобретаем в турристическом магазине карту местности и обнарыживаем, что один из объектов нашего интереса (монастырь Отхта) находится на юге от городаЮ а второй (монастырь Пархали) - на севере. Решили ехать сперва на юг.
Это было нечто - центральная асфальтированная дорога, ведущая из города на юг, была шириной в одну машины - а движение было как на автобане! Каждые 20-30 метров приходилось прижиматься к обочине, что бы пропустить встречный транспорт. В результате на преодоление 15 км ушло больше часа. А за тем мы въехали в лес
Поплутав минут 20, мы встретили местного мальчика и спросили его дорогу. Он, долго не церемонясь, залез в машину и приказал ехать вперёд. Проехав пару километров, он остановил нас, сошёл и, указав куда-то в лес, пошёл дальше своей дорогой. И только тут мы заметили строения, хорошо спрятанные среди деревьев. Спасибо мальчику - если бы не он, мы просто проехали бы мимо!
Снаружи храм особо не пострадал, но внутри царили хаос и разруха - фрески соскоблены, стены изрисованы туристами, а пол покрыт толстым слоем земли. Однако, не смотря на это, даже невооружонным глазом видно, что даже небольшого косметичесского ремонта достаточно что бы востановить этот величественный храм.

Монастырь Отхта - основное здание. Сандра у центрального входа. Монастырь Отхта - внутри.
Побродив минут 15 и встретив местных аборигенов, которых весьма испугались (а они нас кизилом угостили), возврашаемся в Юсуфели. Проехав город, направляемся на север - в сторону местечка Пархали, где так же есть древне-грузинский монастырь. Дорога стала ещё узже - теперь мы постоянно рискуем свалиться в горную речку вдоль которой пролегает наш путь.
На краю обрыва.
Поняв, что сегодня до места назначения мы не доберёмся, решаем заночевать в первой попавшейся гостинице. Но проблема в том, что она находится по ту сторону реки. Пришлось переежать её по висячему мосту, по которому и пешком то переити небезопасно. Было реально страшно.
Через реку...
Но риск того стоил - гостиница оказалась очень комфортной, весьма недорогой и нас накормили свежей форелью. Так что советую.
Наташа и форель. Здесь мы ночевали.
Пробег - 4231км.

6 Сентября, пригороды Юсуфели, Турция.
Утром, хорошенько выспавшись под журчание протекавшей под окнами горной реки и плотно позавтракав (предварительно отбив еду у налетевших ос), мы двинули дальше на север. Через полтора часа, ушедших на преодоление каких-то 15-20 км, встретив местных грузин (которым мы помогли повалить дерево), мы добрались до Пархали.
Монастырь находится на высоченной горе, восходить на которую пришлось сперва по весьма крутой лестнице, а за тем по козьей тропе. Как оказалось, храм был преврашён в мечеть, которая не функционировала. В результате, воити внутрь мы не смогли. Но стоит отметить, что комплекс находится в отличном состоянии!

Восхождение. Монастырь Пархали. Центральный вход оказался заперт.
На этом наш осмотр достопримечательностей был завершён. Мы поехали домой, в Тбилиси. В пути не произошло (к счастью) ни чего примечательного (если не считать того, что мы опять сунулись на бездорожье и угробили 5 часов на 100 км).
На неитралке.
К 11 часам вечера мы, уставшие, но довольные, были дома. Суммарный пробег - 4755 км (на что было потрачено 540 литров солярки обшей стоимостью 920$). На работу ещё через 3 дня, так что будем отдыхать...